Наши подопечные
Главная / ПСИХОЛОГИЯ / Психодрама: играем роли!

Психодрама: играем роли!

Психодрама: играем роли!

Наверное, вам как минимум знакомо слово «психодрама». А вот что это такое на самом деле, знают не все. Речь идет вовсе не об истериках какой-нибудь капризной дамочки, как можно было бы подумать, а о методе групповой психотерапии, в котором в качестве инструмента используется драматическая импровизация.

С чего началась групповая психотерапия?
Основателем методики психодрамы считают психиатра, психолога и социолога румынского происхождения Якоба Леви Морено. Он являлся личностью весьма загадочной, и о фактах его биографии мало что известно. Говорят, что даже фамилия Морено не была подлинной.

Итак, 1 апреля 1921 г. в одном из венских театров публике была представлена экспериментальная постановка Морено, в процессе которой актеры занимались импровизацией, вовлекая в игру зрителей.

Хотя спектакль признали провальным, Морено не расстался со своей идеей. Вскоре он переехал в США и основал в г. Биконе собственный психотерапевтический центр. Еще находясь в Австрии, вместе со своим другом Морено разработал аппарат, способный записывать человеческую речь (до появления классических магнитофонов было еще далеко). Это помогло ему делать аудиозаписи своих консультаций. Изобретение удалось запатентовать, и это дало доктору возможность получить средства для дальнейших исследований.

Именно с Морено начало развиваться такое направление, как групповая психотерапия. До этого считалось, что психотерапевтические сеансы могут проводиться исключительно индивидуально, тет-а-тет со специалистом.

Социометрия и спонтанность
Чтобы оценивать ситуацию в группе, Морено ввел такой инструмент, как социометрия. Участникам группы задавался какой-то конкретный вопрос. Скажем: «С кем из присутствующих я хотел бы провести ближайшие выходные?» Затем каждый должен был указать на избранного ими человека. Так выяснялось, кто из участников является «центром притяжения», т.е. популярной личностью в группе, а кто «изгоем», т.е. человеком, с которым никто не хочет иметь дела. Все это позволяло «управлять» группой.

Морено также придавал большое значение так называемой спонтанности — «новой реакции на старую ситуацию либо адекватной реакции на новую ситуацию». Он считал, что если спонтанная реакция подавляется, это может приводить к неврозам, так как реакции остаются стереотипными. Спонтанность может играть конструктивную роль, если речь идет о креативной деятельности. Именно она придает людям творческую энергию для создания творческих продуктов. Но затем эти продукты превращаются в «культурные консервы», например, в стихотворения или нотные записи музыкальных произведений. Исследователь отрицательно относился к процессу «консервирования», считая, что это уничтожает спонтанность. Ну, допустим, мы автоматически учим в школе стихи Пушкина, зачастую не улавливая их истинного смысла и той энергии, с которой они создавались…

Как проходит сессия?
Психодраматическая сессия начинается с разогрева —специального упражнения, задача которого – настроить участников на групповую работу.

Далее путем социометрии происходит выбор протагониста — «главного» участника. Для этого ведущий и участники, которые хотят проработать свою проблему, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из них рассказывает, над какой проблемой он хотел бы поработать, а участники из «внешнего круга» внимательно слушают, чтобы после этого определить наиболее актуальную тему. Далее протагонист выбирает «актеров», которые будут играть его самого и прочих участников его ситуации. Могут разыгрываться как сцены, буквально повторяющие события, происходившие в реальности, так и фантазии, никогда не имевшие места в действительности. Этап действия завершается, когда либо найдено решение проблемы, либо главный герой получил достаточно информации, чтобы проанализировать ситуацию и сделать какие-то выводы.

Затем проходит шеринг, в ходе которого участники действия и зрители делятся друг с другом своими чувствами и переживаниями: первые рассказывают о том, что они испытали, будучи в той или иной роли, а вторые – что они ощутили, наблюдая за действом. Могут также приводиться рассказы о похожих ситуациях из собственного опыта, пережитых ранее. Таким образом протагонисту возвращается его душевная энергия, и он получает поддержку группы. При этом запрещено высказывать свои мысли и оценки по поводу ситуации, давать какие-то советы. Нельзя говорить вещи, которые могут ранить протагониста или кого-то из участников.

Более подробно с этими техниками можно ознакомиться, прочитав книгу Д. Киппера «Клинические ролевые игры и психодрама».

Однако психодрама – не единственная методика, работающая с ролями. Например, в последнее время стала весьма популярна, в том числе и в нашей стране, методика системных семейных расстановок, придуманная немецким философом, психотерапевтом и богословом Бертом Хеллингером.

Источник

Оставить комментарий