Эксперты MICE-агентства «Аэроклуб Тур» подвели итоги 2022 года: аналитика показала, что объем деловых мероприятий в компании практически достиг «допандемийных» показателей — в прошлом году бюджеты клиентов агентства на проведение корпоративных событий оказались ниже показателей 2019 года лишь на 9%.
«Несмотря на официальные заявления, только 10-15% зарубежных компаний действительно ушли с рынка или прекратили стимулировать свои продажи. Больше всего это затронуло автомобильных производителей и люксовые бренды. При этом мы не заметили никакой дифференциации по странам, откуда происходит бизнес, — поделился Андрей Зинковецкий, генеральный директор «Аэроклуб Тур». — В тоже время российские компании и производители «второго эшелона», в частности, представляющие фармацевтическую отрасль, которые не так активно занимались продвижением своих товаров и услуг через MICE-инструменты, начали инвестировать в это направление и завоевывать освободившиеся ниши».
Количество проводимых в 2022 году мероприятий по сравнению с 2021 сократилось незначительно, это объясняется существенным замедлением рынка в момент начала специальной военной операции, после чего достаточно быстро началось восстановление.
Разбивка по долям крупных и мелких мероприятий не претерпела за последний год существенных изменений. На крупные мероприятия с числом участников более 300 пришлось 3% от общего количества (3% в 2021, 2% в 2019), на средние мероприятия с участниками от 100 до 300 человек — 8% (9% в 2021, 7% в 2019). Доля мероприятий с числом участников от 50 до 100 достигла 9% (8% в 2021, 13% в 2019), а мероприятия с менее чем 50 участниками составили 79% (79% в 2021, 80% в 2019).
Рост бюджета на небольшие мероприятия (до 50 человек) по сравнению с 2021 годом достиг 58% (+19% к 2019). Средние мероприятия (от 50 до 100 человек) подорожали на 70% к 2021 году и превысили бюджеты 2019 года в два раза. События, собирающие 100-300 человек, в среднем стоили на уровне 2019 года, однако обходились на 50% дороже, чем в 2021. Бюджеты крупных мероприятий с числом участников более 300 человек уже два года остаются на одном уровне и отстают в среднем от «допандемийных» показателей на 40%.
«Повышение стоимости организации корпоративных мероприятий связано как с ростом цен на услуги — авиаперелеты, размещение в отелях, трансферы, — так и с увеличением бюджетов корпоративных клиентов в связи отменой крупных цикловых совещаний», — рассказал генеральный директор компании «Аэроклуб Тур» Андрей Зинковецкий.
Среди самых популярных городов для проведения деловых мероприятий в России — традиционно Москва и Санкт-Петербург, на них пришлось 26% и 10% от всех российских ивентов соответственно. Также в топ-10 вошли Екатеринбург (3%), Новосибирск (3%), Казань (3%), Нижний Новгород (2%), Уфа (2%), Сочи (2%), Красноярск (2%) и Иркутск (2%).
«Сочи, всегда входивший в топ-3 по числу деловых мероприятий, потерял свои позиции. Отчасти это было связано с существенным ростом цен, вызванным резким спросом на отдых в Сочи у индивидуальных туристов. Другой причиной стало сокращение количества мероприятий численностью более 600 человек, которые ранее можно было провести только в Сочи, теперь компании все чаще предпочитают разбивать их на части по подразделениям», — отметил Андрей Зинковецкий.
Самым дорогим мероприятием MICE-агентства на территории России в 2022 году стало цикловое совещание для фармацевтической компании, которое состоялось в горном кластере в Сочи. Мероприятие на тысячу человек обошлось компании в 160 млн рублей.
«На фоне развития объектов инфраструктуры в регионах России — открытия отелей, глэмпингов, площадок для проведения мероприятий, — мы отмечаем интерес бизнеса к новым направлениям, таким как Мурманск, Камчатка, Сахалин, Плато Путорана, Ленские столбы. Вместе с повышением уровня сервиса в регионы приходят инсентив-мероприятия, развиваются пешие маршруты, авторские экскурсии», — прокомментировал Андрей Зинковецкий.
Также эксперты отметили, что в 2022 году со стороны корпоративных заказчиков выросло количество запросов на нестандартные пространства для проведения деловой части мероприятия вместо стандартных конференц-залов: лофты, площадки на свежем воздухе, музеи.
Эксперты зафиксировали рост количества зарубежных мероприятий. Если в 2021 году доля мероприятий, проведенных за границей, составляла 3%, то в 2022 году она достигла уже 7%. В 2022 году рост зарубежных мероприятий, главным образом, произошел за счет увеличения доли небольших проектов, которых в 2021 году было меньше ввиду «ковидных» ограничений. Основными направлениями 2022 года стали Турция и ОАЭ, на них пришлось 19% и 11% от всех мероприятий за границей. Кроме того, в топ-10 самых востребованных стран для проведения мероприятий в 2022 году вошли: Казахстан (5%), Узбекистан (5%), Армения (3%), США (3%), Испания (3%), Мальдивы (3%), Австрия (2%) и Италия (2%).
На фоне отмены ограничений, связанных с пандемией Covid-19, спрос на online- и гибридные форматы мероприятий снижается: если в 2021 году доля таких событий составляла 9%, то в 2022 году — всего 2,5%. Основная часть мероприятий такого формата пришлась на первое полугодие 2022 года, когда еще действовали некоторые ограничения. К концу года спрос пошел на снижение и составил лишь 0,5%.
«Показатели прошлого и текущего года позволяют рынку деловых мероприятий оптимистично смотреть в будущее. Этот год уже начал повторять динамику 2019 года и наши планы в отсутствие больших потрясений превосходят «допандемийные» показатели», — подчеркнул Андрей Зинковецкий.