В мире немало неудачных произведений искусства, но не каждое из них может попасть в музей плохого искусства, а только лучшие из худших. На сегодняшний день у музея есть три отделения, которые располагаются в Дедеме, Сомервилле и Бруклайне. Его коллекция насчитывает примерно 500 экспонатов.
История возникновения Музея плохого искусства
Музей плохого искусства (Museum of Bad Art, MOBA) находится в Массачусетсе, США. Это частный музей, появившийся в 1994 году. Началось все с того, что антиквар Скотт Уилсон увидел в бостонской мусорке картину «Люси в небесах с цветами» и решил, что ей там не место. Картина очаровала его своей дерзостью. Он понял, что хочет создать музей, который будет хранить такие работы. «Люси» стала главным экспонатом необычного музея, цель которого – показывать миру работы художников, от которых отказались другие выставочные залы.
Сначала Уилсон договорился выставить картину у своего друга Джерри Рейли. Когда у него появился еще один шедевр, они приняли решение собрать целую коллекцию. Весной 1994 года Рейли устроил у себя прием, который назвали «открытием музея плохого искусства».
В итоге вырос целый музей, основатели которого полагают, что художники тратят много сил и чувств и на хорошие, и на неудачные картины, поэтому любое творение имеет право на то, чтобы его увидели и оценили.
Со временем коллекции стало тесно в рамках небольшого дома. Это исправили, создав «виртуальный музей». Создатели музея записали CD-ROM с картинами из коллекции МОВА. В 1995 году для выставок задействовали подвал Любительского театра Дедема. В 2008 году состоялось открытие галереи в Сомервилле. В обоих случаях выставку разместили недалеко от туалета.
Зимой 2009 года МОВА объявил о сборе средств для музея Роуза в университете Брандейса, который в связи с кризисом собирался проститься с рядом своих шедевров. МОВА выставил на аукцион картину «Исследование пищеварения». В итоге ее продали за 152,53 доллара. Музей Роуза получил небольшую финансовую помощь, а МОВА – известность.
Критерии отбора картин
В фонды музея могут попасть и яркие работы художников-любителей, и неудачные эксперименты профессионалов.
Кураторы музея принимают не каждую картину. В отборе они руководствуются рядом разработанных ими стандартов. Они избегают китча и стремятся найти необычные и цепляющие картины, в которые создатели вложили свои души. Это искренние и нескучные работы. Приветствуется новаторство, отсутствие клише и нестандартный подход.
Этот музей не принимает:
• работы, созданные детьми;
• фабричные изделия и сувенирную продукцию, сделанную для туристов;
• ремесленные подделки.
Они считают, что в противном случае собрание утратит свой истинный смысл, и они станут «Музеем сомнительного вкуса и халтуры».
Фонды пополняются за счет:
• пожертвований художников;
• даров людей, которых заинтересовал этот музей;
• приобретения экспонатов.
МОВА нечасто покупает картины, обычно они поступают в дар. Первоначально допускалось потратить на один экспонат до 6,5 долларов. В дальнейшем за исключительно интересные произведения искусства разрешили платить в два или даже 3 раза большую сумму.
Журналист Кэш Питерс, исследуя собрание МОВА, нашел у представленных здесь работ общие черты:
1. Художники часто маскируют руки и ноги, чтобы не рисовать их.
2. Особые проблемы возникают у художников с изображением носа. Иногда его пытаются нарисовать раз за разом, и в итоге картина приобретает трехмерность за счет толстого слоя краски.
3. Представители флоры и фауны лишь отдаленно напоминает существующие виды.
4. Часто используется смешанная техника. Авторы могут задействовать волосы, перья, блестки.
5. Порой «плохую» картину как будто пытаются спасти, изобразив на ней дополнительных животных.
В 2008 году МОВА решил проводить акцию, в рамках которой посетители могут придумывать свои названия ряду представленных работ.
Экспонаты музея
«Люси в поле с цветами», автор неизвестен.«Люси» – работа неизвестного автора, обнаруженная в Бостоне в мусорке. Она стала первой, главной и любимой. Монреальская «The Gazette» назвала ее «великолепной ошибкой». Внучка женщины, изображенной на этой картине, узнала ее, когда просматривала газету. С тех пор она вошла в число поклонников этого музея.
«Жонглирующая собака в юбке из травы», Мэри Ньюман.
«Жонглирующую собаку» подарила музею профессиональная художница Мэри Ньюман. Когда она была небогатой студенткой, Мэри приобрела использованные полотна. На одном из них она изобразила собаку, но почувствовала, что картине не хватает чего-то, поэтому изобразила юбку из травы. В дальнейшем она почти была готова выбросить эту работу, но узнала про МОВА и связалась с ним.
«Джордж на ночном горшке воскресным днем», Джон Гедрайтис.
«Джорджа» подарил музею Джим Шульман. Журналистка Белла Инглиш назвала ее работой, которая точно рассмешит. Картина выполнена в стиле пуантилизма. Многие посетители, глядя на нее, проводят параллели с Жоржем Сера и его работой «Воскресный день на острове Гранд-Жатт», которую также называют «Воскресеньем в парке с Джорджем».
История похищений экспонатов
В 1996 году исчезла картина «Эйлин». Сначала за нее пообещали выплатить 6,5 долларов. Затем сумма возросла почти до 37 долларов, но вернуть работу не удалось.
С тех пор в музее появились поддельные камеры видеонаблюдения, под которыми красуется надпись: «Внимание. Это помещение защищено поддельными видеокамерами».
Через восемь лет пропал еще один экспонат. Вор подбросил в музей записку, в которой требовал выплатить 10 долларов. К сожалению, он не указал, куда именно доставить деньги. В итоге он подбросил украденное обратно.
МОВА часто входит в списки самых странных музеев. Кому-то он нравится, кому-то – нет. Его работы называют «неумышленно веселыми», и в стенах музея можно часто услышать смех. Музей часто критиковали и даже попытались назвать его галереей антиискусства, но его создатели в ответ подчеркнули, что их коллекция – дань уважения неподдельной искренности художников, устремленных в своем искусстве к поиску идеала. И порой на пути к нему рождаются ужасные, но невероятно оригинальные и милые работы. Выставляя их, они показывают, что каждый художник имеет право на неудачу.