В предыдущих статьях были подробно описаны особенности в общении и основные черты проявления созависимости. Сегодня же хотелось бы поделиться темой чувств и эмоций в жизни созависимого человека.
Мир не чёрно-белый, он многогранный, эмоции и чувства не ограничены одним оттенком, они имеют огромный спектр оттенков. Улыбка не всегда выражает только лишь счастье, как и отсутствие улыбки не значит, что человек на данный момент грустит.
Эмоции (от лат. emovere — волновать, возбуждать) похожи на вспышки, они краткосрочны, ситуативны и являются мгновенной реакцией на раздражитель.
Чувства — это сложные, многосоставные эмоции.
Большая часть контролирующего поведения созависимого маскируется под заботой о близком человеке. Однако существует большая разница в заботе и помощи, когда о ней попросили или же, когда эту помощь «причиняют». Можно ли слишком сильно любить другого человека? Действительно так бывает, когда чувства подменяются и образуется чрезмерное слияние, которое не даёт возможности принимать ответственные решения другому взрослому.
Зрелая любовь говорит: «Я сделаю всё, что в моих силах, чтобы помочь тебе оптимально реализовать свои способности, даже если это означает, что иногда тебе придётся быть далеко от меня и делать что-то без меня. Я люблю тебя и поэтому хочу, чтобы ты достиг всего сам».
Процесс выздоровления у зависимого и созависимого происходит строго параллельно только в идеальных случаях, которые, конечно же, редки, и скорее являются исключением. Чаще темп внутренних изменений созависимого опережает, и отношения распадаются, так как человек принимает решение отделиться от мира зависимости в своей жизни, и выбирая, спасать или спасаться, выбирает сменить роли выживания. Учится выстраивать здоровые отношения.
Но если опережает зависимый, созависимый тянет его назад, создавая провокационные ситуации. Проявляя в его адрес недоверие, сомнение, контроль, высказывая упрёки, манипулируя, и применяя другие привычные формы взаимодействия. Как правило, зависимый уступает и вновь происходит «откат». Чтобы минимизировать такие паттерны поведения, существует несколько блоков в психотерапии созависимости.
Психотерапия созависимости
1) отношение к своему физическому состоянию, потребности организма, тела;
2) отношение к возможности проявлять свои чувства, эмоции, привязанности;
3) отношение к своим мыслям, речи, идеям;
4) отношение с социумом, какую роль играют другие люди, не происходит ли полнейшей изоляции, что может дать культурная среда;
5) восприятие себя с точки зрения смысла жизни, актуализация смыслов на разных жизненных этапах и формулировка новых установок, стремлений.
В отношении с чувствами бывают такие случаи, что ответственность за свои переживания переносится на внешние обстоятельства или на других людей, например;
«Он/она так разозлил/ла меня»
«Он/она заставил/ла меня так раскричаться»
Скрывая за этими проявлениями чувства гнева или печали, а может ощущение бессилия. Эти чувства используются и для того, чтобы скрыть более глубокие и подлинные переживания. У человека возникает потребность разряжать сдерживаемые долго эмоции, потребность манипулировать кем-то, обвинить кого-то, чтобы найти повод и дать выход своим чувствам, навязывая другому чувство вины и стыда.
✅ Чувствовать бессилие — это нормально. Не знать какого-то одного верного действия — нормально. Но не нужно делать неверное действие, чтобы как-то заместить это ощущение бессилия. Позаботьтесь о себе — это уже противоположность бессилию. Не перекладывайте вину на других людей. Не погружайтесь слишком в деструктивные чувства и в обвинения.
Дисфункциональное поведение приводит к тому, что большую часть времени человек носит маску, пока не наступит час икс.
«Функция чувств — это довод сердца, которое разум не вполне понимает» / Карл Юнг
Используйте «Я-сообщение», рассказывая о своих чувствах, не давать оценок, не перекладывая на других людей.
Существует перечень чувств, которые блокируются чаще других. Примеры приведены на рисунке. За каждым чувством порой прячется какая-то эмоциональная потребность и у каждого она своя.
Человек может не замечать, как блокирует свои чувства, обусловливая их возникновение мышечными зажимамими и соматическими заболеваниями. Человек может не замечать или не понимать, что переполнен гневом и мстительными желаниями, которые вследствие сверхкомпенсации осознаются как робость, страх причинить кому-то малейшие неудобства, подавленное депрессивное состояние. Или человек не осознаёт, что точно следует жизненному сценарию, что его забота — это на самом деле манипулятивный способ удовлетворить в первую очередь свои потребности во власти и контроле.
Попробуйте определить, какие чувства могут скрываться за следующими высказываниями. Подумайте о том, как вы обычно говорите себе или другим о том, что чувствуете. Какие слова или невербальные жесты чаще всего используете.
Обычно в подобном случае речь о таком чувстве как гнев, злость. Он может быть выражен в разных искажённых формах, в том числе в презрении, в высокомерной жалости и т.д. Подавление проявляется, исходя из привычного способа действий с данным чувством.
В следующем примере речь о разных формах выражения страха. Стоит отследить на кого и как выплёскивается это напряжение. Всегда ли высказывания находят адресата. Разрешаете ли вы себе бояться и делиться этим, транслируете ли свои слабости. Есть ли у вас какие-то убеждения о страхе и тревоге. Можете ли вы разделить эти чувства с близкими людьми. Бывает так, что человек автоматически ещё больше подкрепляет свои страхи, тревоги и волнения.
Одним из возможных чувств в данном выше перечне может быть печаль. Восприятие одиночества как болезни. Будто что-то с вами не так, если вы испытываете одиночество или грусть. Чем дольше вы подавляете, тем больше погружаете себя в тоску.
Некоторые используемые формы выражения чувств являются детскими.
Люди остаются связанными с детством и созависимостью, потому что:
⦁ Сталкиваются в раннем детстве с тем, что их чувства оскорбляют, не принимают, не замечают эти состояния, запрещают их проявлять, обесценивают чувства, говорят, что нужно забыть о случившемся;
⦁ С детства их учат не отвечать и не злиться, когда кто-то их обижает, рационализовать агрессию;
⦁ Замещают и воспитывают стремление демонстрировать признательность тем, кто их обижает, утверждая, что за этой обидой скрываются благие намерения (они не хотели нас обидеть);
⦁ Демонстрируют, как избавиться от накопившегося гнева с помощью насилия и оскорблений по отношению к другим людям, которые младше или слабее нас, либо говорят, чтобы мы направили свой гнев на самого себя, что в корне неправильно и деструктивно.
Важно осознать, что даже если некоторые из перечисленных пунктов совпали, так было раньше, в прошлом. Сейчас же, находясь во взрослом возрасте, в силах каждого человека задуматься о том, а как бы сейчас он мог бы выразить свои чувства и те эмоции, на которое когда-то был запрет.
Приведу в пример некоторые дисфункциональные реакции на проживание чувств:
⚠️ Помните о том, что разозлиться не равно тому, что вы можете кричать на кого-то или проявлять другие виды агрессии во вне, тем более неконтролируемую агрессию, — речь именно о разрешении самому себе ощущать гнев на уровне эмоций, внутри, осознать эти эмоции. И на это зачастую может потребоваться большое количество времени, но это важно научиться делать.
✔️ Разрешить себе испытывать самый разный спектр эмоций и чувств — это уже огромный шаг.
Если вы не справляетесь сами, то обратитесь за помощью к квалифицированному, грамотному специалисту, который поможет вам распознать подавляемые эмоции, и поможет их проявить максимально экологично для вас и для окружающих.
Старайтесь повысить свою осведомлённость и эмоциональный интеллект. Его высокий уровень помогает выстраивать прочные, здоровые связи, которые, в свою очередь, являются залогом здоровья и счастья.
Что почитать?
✔️ "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ" / Дэниел Гоулман
Несколько рекомендаций о здоровых способах управления чувствами:
⦁ В первую очередь — слушайте себя, прислушивайтесь к собственным чувствам;
⦁ Когда вы чувствуете гнев, испуг или раздражение, скажите об этом окружающим, скажите о том, что чувствуете и чего хотите лично вы;
⦁ Высказывайтесь и решайте. Решайте проблемы, вызывающие негативные эмоции. Не копите чувства, эмоции и проблемы;
⦁ Используйте ваши чувства в качестве помощи в принятии решений;
⦁ Определите каждое чувство отдельно. Не используйте одно для блокировки другого;
⦁ Возьмите на себя ответственность за ваши чувства, чтобы ими владеть;
⦁ Распознайте ваши "скандальные/триггерные" чувства и не используйте их для манипулирования другими людьми;
⦁ Отнеситесь к вашим чувствам как к друзьям и союзникам, а не как к врагам, которых следует избегать;
⦁ Позвольте себе переживать свои чувства, когда они проявляются, как можно полнее, чтобы предупредить аутоагрессию или же неконтролируемую ярость;
⦁ Не забывайте, что нет “плохих чувств” и для каждого из них существует важная причина.
КАК НАУЧИТЬСЯ СНОВА ЧУВСТВОВАТЬ?
☑️ Если вы слишком долго подавляли свои чувства и эмоции, то обратный процесс конечно же займёт время, придётся приложить определённые усилия и посвятить время самоанализу, без этого никак.
⦁ Заведите дневник чувств, это поможет научиться их понимать и называть.
⦁ Составьте описание разновидностей чувств, которые выражались в вашей семье матерью, отцом, братьями или сестрами. Какому образцу вы чаще всего следуете, отследите это?
⦁ Составьте перечень того, что с вами происходило в детстве, по поводу чего вы испытывали чувство гнева, печали, страха, счастья или возбуждения.
⦁ Рядом с каждым чувством поставьте галочку, если вы выражали гнев, печаль, страх, счастье или волнение. Отметьте, в каких ситуациях вы подавляли или сдерживали свои чувства.
⦁ Наконец, сравните оба перечня и посмотрите, реагируете ли вы так же, как и в детстве, или ваша реакция на собственные чувства изменилась, и как она изменилась, проанализируйте это.
♦ Автор статьи Семёнова Елена Алексеевна — магистр психологических наук, практикующий психолог, преподаватель психологии, арт-терапевт.
Нажмите здесь, чтобы записаться на консультацию к Елене ☑️
♦ Корректор / редактор — Виктория Харланчук
Спасибо, что читаете наши статьи!
Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой. В статье использована информация из открытых источников, научных публикаций и научных справочников.
Хотите дополнить информацию в статье, возразить или указать на неточность? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения. Делитесь своим опытом по вопросу статьи и своими мыслями, ведь из ваших комментариев и формируется наш сайт!
Чувства и эмоции у созависимого человека — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET