Каково это: жить в мире, где ответ на любой вопрос можно за пару кликов найти в интернете? Неплохо, правда?! Однако, ни для кого не секрет, что у любой медали две стороны. Так давайте перевернём эту, и я расскажу вам, что скрывается за вечными и мгновенными поисковыми вопросами.
Сегодня виртуальный и реальный мир неразделимы для детей и для многих взрослых. Смартфоны упростили нашу жизнь так, что для существования необязательно выходить из дома. Учиться, работать, потреблять можно в интернете. Хорошо ли это? Безусловно. А теперь, давайте попробуем вспомнить, что два дня назад вы ели на обед? А какого цвета было небо вчера вечером? А о чём вы говорили с детьми перед сном? Не помните? Ну, конечно, ведь в момент обеда вы листали ленту; когда шли по улице отвечали на сообщения в семейном чате, а перед сном с ребёнком вы точно гладили его по голове левой рукой, а правой проверяли социальные сети.
Мы перестали думать и замечать мир вокруг себя, перестали наблюдать. Ответ на любой вопрос можно найти, нажав на пару кнопок. На словах звучит даже неплохо, а на деле очень даже страшно.
Представьте себе ситуацию: ваш ребёнок приходит вечером из сада или школы и сообщает, что из цветной бумаги нужно сделать аппликацию снегиря. Что вы сделаете? Ага, всё правильно — вы откроете телефон, чтобы найти фотографии уже сделанных кем-то аппликаций (модное нынче слово — «референсы») или просто фотографии снегирей, ведь вы не видели их уже столько лет, что попросту забыли, как они выглядят. Итак, вечереет, а вы делаете аппликацию по образу и подобию того, что «нарыли» в великой поисковой машине. Почему вместо телефона вы не взяли в руки атлас-определитель или энциклопедию? В большинстве случаев их просто нет дома. Остальные подумали «ну, уже вечер, нужно ещё ужин приготовить, уроки основные сделать, надо было побыстрее». Что думает ребёнок? Ничего. Ваш ребёнок с этого момента вообще перестаёт самостоятельно думать (имеется ввиду научно, деятельностно). Т.е. у ребёнка отсутствуют взаимоотношения с объектом изучения. В лучшем случае он и впредь будет обращаться к вам, в худшем — сам начнёт искать готовое решение всех поставленных перед ним задач в интернете.
Глядя на взрослых, дети и сами перестают смотреть по сторонам, перестают исследовать и анализировать. Они пялятся в экраны, измеряемые дюймами, и с каждым днём их способность фантазировать и творчески мыслить угасает. Информации — море, а анализ информации отсутствует. Весь детский потенциал высасывает шайтан-машина, которая никогда не вернёт его обратно. Дети уже с трудом визуализируют этот мир. Им сложно что-то представить в своей голове, потому что там не формируется системы образов. У них нарушена концентрация внимания и другие важные когнитивные функции.
Подумайте, почему в 15-20 веках рождались гении? И почему сейчас гениев рождается так мало? Потому что те, в прошлом, видели мир вокруг себя. Они ощущали ветер, слышали пение птиц, изучали звуки нашего мира, чувствовали запахи, видели как меняется погода. А сейчас, уткнувшись в экран, дети не видят ничего. Конечно, в диджитале тоже можно стать гением, но, знаете, на всех гениев диджитала не напасёшься. А ведь есть ещё музыка, картины, литература, и столько всего, что наши дети могли бы охватить.
Родителям не стоит совсем уж критично и радикально относиться к гаджетам. Часто родитель уверен, что ребёнок, проводя время в телефоне, сидит там «часами бесцельно и бесполезно», это не всегда так. Дети могут осваивать новые навыки, активно заниматься самообразованием, читать, рисовать, сочинять музыку, находить единомышленников. Ребёнок может провести время в интернете с пользой, если его научили подходить к этому процессу осмысленно, поэтому так важен осознанный цифровой детокс. Прививайте детям и себе полезную привычку отдыхать от информационного шума, распоряжаться своим временем рационально, больше гулять, читать бумажные книги и т.п.. Всё это реально ввести в привычку и сделать частью своей жизни.
С наступлением выходных я желаю вам проводить их с пользой для себя и своих детей. Сходите в парк, понаблюдайте за листьями, землёй, облаками. Оставьте телефоны и научитесь разговаривать со своими детьми. Проведите время друг с другом качественно, но без насилия и ультиматумов.
Спасибо, что читаете наши статьи!
В статье использована информация из открытых источников, научных публикаций и научных справочников, а также информация из личного опыта специалиста. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер, не занимайтесь самолечением и самодиагностикой.
Хотите дополнить информацию в статье, возразить или указать на неточность? Мы приветствуем адекватные комментарии, предложения или возражения. Делитесь своим опытом по вопросу статьи и своими мыслями, ведь из вашего отклика и формируется наш сайт.
Диджитал детки — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NET